В комментариях к посту Саши Шумского об открытии первого диагонального перехода я поинтересовался, изменили ли длину фазы. Меня тут же спросили «а зачем?» Вообще-то ответ очевиден: потому что длина диагонального перехода больше, чем «перпендикулярного». Но раз такой вопрос возник, расскажу подробнее о длительности пешеходного «зеленого», как его рассчитывают, как его пересчитывать при диагональном переходе и почему это вовсе не обязательно ведет к пробкам.
Возьмем перекресток Новомарьинской улицы и Мячковского бульвара, где только что нанесли первый диагональный переход. Здесь в светофорном цикле есть «полно-пешеходная» фаза, когда все водители стоят, а все пешеходы переходят.
В общем случае минимальное время фазы с пешеходным переходом рассчитывается по формуле Т = D / 1,3 + 5. T – минимальное время пешеходной фазы (в секундах), D - расстояние перехода по длинной стороне перехода (в метрах), 1,3 м/с - расчетная скорость движения пешехода, 5 секунд - запас на всякий случай для маломобильных, неторопливых и опоздавших.
В случае, когда фаза полностью пешеходная, а переходов несколько, длительность обычно рассчитывается по длинной стороне самого протяженного перехода. То есть берется максимальное значение D.
Измерим длины переходов на нашем перекрестке.
Как видно, длинная сторона самого длинного «классического» перехода здесь была 20 метров и по формуле пешеходной фазе полагалось быть 21 сек. (20/1,3+5). А после введения "диагоналок" самый длинный переход теперь имеет длину 35 метров, и ему по формуле положено уже 32 секунды (35/1,3+5). Итак, к фазе нужно добавить 10-11 секунд. Что светофорщики ЦОДД и сделали.
Наверняка кто-то скажет «если на перекрестках с диагональными переходами удлинять пешеходную фазу, будут пробки!» Это не так по трем причинам.
1. На многих перекрестках длина пешеходной фазы длиннее, чем полагается по формуле. Ведь специалисты ЦОДД понимают, что люди будут стараться перейти в перекресток в один прием, сразу по двум переходам, пусть и буквой Г, и закладывают на 4-5 секунд больше, чтобы перейти 2 перехода можно было хотя бы быстрым шагом. Если бы наш перекресток оказался именно таким, добавить пришлось бы не 10, а всего 5-6 секунд.
2. Не все перекрестки в Москве имеют проблемы с пропускной способностью. И увеличение пешеходной фазы даже на 10 секунд вовсе не обязательно создаст пробки.
3. Наконец, если фаза рассчитана по минимуму, а запаса пропускной тоже нет, можно удлинить на те же 5-10 секунд те 1-2 фазы, в которых транспорт проехать не успевает. Тем самым компенсировать им потери фазового коэффициента из-за удлинения пешеходной фазы. |