Навигация
Контакты

Телефоны для связи:

+7(909)929-76-78
+7(903)729-80-69

Телефон/Факс:
+7(495)649-32-73   

      

E-mail:
signumplus@bk.ru
7298069@rambler.ru

Часы работы:
пн - пт: 11.00 - 19.00

г.Москва,
ул.Б.Черкизовская,

д.24 А, стр.1, оф.733

 

Видео
Статистика
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
Новости

 

ВИДЫ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ И ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Разметкой называются линии, надписи и другие обозначения на проезжей части и элементах дорожных сооружений, устанавливаю­щие порядок движения или информирующие водителей и пешеходов об условиях движения. Разметка является составной частью общей схемы организации движения транспортных средств и пешеходов, поэтому при проектировании разметки необходимо соблюдать ее соответствие устанавливаемым на дороге знакам, светофорам и дру­гим техническим средствам управления движением.

Разметка делится на горизонтальную и вертикальную. К горизон­тальной относятся продольная, поперечная и другие виды разметки (островки, надписи, указательные стрелы), наносимые на дорожное покрытие. Горизонтальная разметка, как правило, применяется на до­рогах с усовершенствованными покрытиями, имеющих проезжую часть шириной 6 м и более при интенсивности движения 1000 тран­спортных средств в сутки и более. В населенных пунктах горизон­тальная разметка применяется на скоростных дорогах, магистраль­ных улицах, а также и других улицах, где проходят маршруты обще­ственного пассажирского транспорта.

К вертикальной разметке относятся линии, наносимые на элемен­ты дорожных сооружений, обстановки дорог и различных пред­метов, которые представляют опасность для движения, с целью предупреждения наезда на них транспортных средств.

Дорожная разметка является одним из простых и действенных средств управления движением. Ее применение способствует повыше­нию пропускной способности дороги и улучшению видимости проез­жей части и придорожной обстановки, особенно в темное время суток.

Наличие разметки на проезжей части отражается на эмоциональ­ной напряженности водителя, что позволяет влиять на выбираемую им скорость и траекторию движения. Это связано со стремлением во­дителя поддерживать информационную нагрузку на уровне, близком к оптимальному. Отклонение от этого уровня, вызванное, в частности, появлением на дороге разметки, заставляет водителя изменить ско­рость или положение автомобиля на проезжей части. Это свойство разметки используют при нанесении прерывистых продольных линий, получивших широкое распространение в практике организации дви­жения. По данным проведенных в МАДИ специальных исследова­ний, большая часть водителей на дорогах с прерывистой разметкой выбирает такую скорость, при которой частота мельканий fм штрихов и разрывов не превышает 3 Гц (рис. 9.1).

В связи с этим важной характеристикой прерывистой линии является отношение длин штриха и разрыва, а также их общая длина lo. Наибольшее влияние на режим движения оказывает разметка с соотношением 1:1 и наименьшее 1:3. Уменьшение общей длины штри­ха и разрыва ведет к снижению скорости. Совместное влияние этих параметров показано на рис. 9.2. При общей длине штриха и разрыва 14-18 м и их соотношении 1:3 скорость движения (85%-ной обеспеченности) мало отличается от скорости, характерной для дорог, где разметка отсутствует. Таким образом, увеличение частоты мелькания за счет общей длины штриха и раз­рыва и за счет их соотношения приводит к снижению скорости. При этом целесообразной является организация переходных участков, обеспечивающих плавное изме­нение частоты мелькания. В этом отношении важным мероприятием является применение линии приближения. Ее наносят между прерывистой и сплошной линиями продольной разметки.

Сплошную осевую линию наносят на участках, на которых запре­щается выезд на полосу встречного движения (например, в случаях ограниченной видимости). Это повышает безопасность движения, однако вызывает некоторое снижение скорости и пропускной способности дороги. Кроме того, находящаяся рядом с водителем сплош­ная линия, как и любое ограничение, способствует развитию его утом­ления. Поэтому разделение транспортных потоков противоположных направлений с помощью сплошной линии разметки должно быть в каждом случае оправданно. Особое значение это приобретает на дорогах с узкой проезжей частью (шириной 6-6,5 м), когда водите­ли вынуждены двигаться у края дороги, заезжая порой на обочину, что не всегда является безопасным.

Нанесенная у края проезжей части сплошная линия особенно эффективна в темное время суток, так как позволяет водителю луч­ше ориентироваться и уменьшает вероятность съезда автомобиля с дороги. Вместе с тем в условиях узкой проезжей части она также способствует снижению скорости. Учитывая это обстоятельство, не­редко обе линии (сплошные краевую и осевую) применяют на от­дельных участках дорог в целях выравнивания скоростей, так как их влияние сказывается прежде всего на быстро движущейся части транспортного потока.

Для горизонтальной разметки в нашей стране принят белый цвет, что обеспечивает ее наилучшую видимость в различных дорожных условиях. Исключение составляют линии, связанные с ограничением остановки и стоянки транспортных средств, для которых применяют краску желтого цвета. В местах проведения дорожных работ может применяться временная разметка оранжевого цвета. Вертикальная разметка представляет собой сочетание черного и белого цветов.

Цвет дорожной разметки, ее форма и размеры, принятые в нашей стране, соответствуют рекомендациям международной Конвенции о дорожных знаках и сигналах. В РФ действует ГОСТ Р 51256-99 «Разметка дорожная», который предусматривает все ее виды (рис. 9.3). Каждому виду разметки в соответствии с этим стандартом присвоен номер. Первая цифра обозначает груп­пу, к которой принадлежит разметка (1 – горизонтальная, 2 – вертикальная), вторая цифра (или число) – порядковый номер разметки в группе, третья – разновидность разметки. В последующем тексте (в целях сокращения) названия видов разметки в некоторых случаях заменены их номерами, указанными на рис. 9.3.

9.2.      ПРИМЕНЕНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ РАЗМЕТКИ В РАЗЛИЧНЫХ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ

Исходными данными для составления схем разметки дорог и до­рожных сооружений являются: планировочные характеристики рас­сматриваемого участка дороги; особенности условий движения (степень обеспечения видимости, наличие близко расположенных к проезжей части элементов инженерных сооружений и т. д.); параметры транспортных и пешеходных потоков; данные о ДТП.

Вначале определяют число полос движения, вид и параметры линий разметки. Далее проектируют разметку характерных участков, где она имеет свои особенности и отличается от предшествующей. К таким участкам, как правило, относятся пересечения и при­мыкания дорог, подъемы и спуски, кривые в плане, остановочные пункты маршрутных транспортных средств и т. п. Особое вни­мание уделяется разметке участков в местах повышенной аварий­ности, возможных заторов движения и где предусмотрены ограниче­ния скорости, запрещения обгонов, стоянок и остановок транспорт­ных средств. Разметка на характерных и примыкающих к ним участ­ках должна быть взаимоувязана. На последнем этапе на получен­ную таким образом схему разметки наносят указательные стрелы, номер дороги или другие надписи, являющиеся дополнительным средством информации.

Во всех случаях применение сплошных линий разметки, связан­ных с дополнительными ограничениями для участников движения, должно быть обоснованно. Вводимые знаками ограничения могут носить временный характер, что достигается, например, примене­нием дополнительных табличек. При использовании разметки таких возможностей нет. Вводимые ею ограничения носят всегда постоян­ный характер.

Разметка дорог на прямых горизонтальных участках. В качестве прямых горизонтальных участков в данном случае (с точки зрения идентичности применяемой разметки) рассматриваются участки до­рог и улиц, где расчетная видимость, продольные уклоны, радиусы горизонтальных и вертикальных кривых соответствуют нормативным требованиям. На таких участках разметку в основном применяют для обозначения осевой линии, полос движения, края проезжей части, разделительной полосы, реверсивных полос, полос движения для маршрутных транспортных средств. Кроме того, в рассматриваемом случае разметку можно применять также для обозначения сужения проезжей части (например, перед препятствием или при уменьшении числа полос движения в данном направлении), нанесения на проезжую часть дублирования дорожных знаков, номера дороги или других надписей. Характер разметки зависит от ширины проезжей части, числа полос движения, режима движения транспортных средств и принятой схемы организации движения.

При разметке ширину полосы движения принимают согласно требованиям действующих строительных норм и правил. Если попе­речный профиль дороги не соответствует этим требованиям, то мини­мальная ширина размечаемой полосы может быть принята 3 м. В от­дельных случаях допускается уменьшение ширины полосы до 2,75 м при условии движения по этой полосе только легковых автомобилей и введения необходимых ограничений на режим движения.

На многополосных дорогах (число полос движения в обоих на­правлениях не менее четырех) при разделении потоков встречных направлений с помощью разделительной полосы разметка в основ­ном сводится к обозначению полос движения и краевых полос. Полосы движения обозначают с помощью прерывистой линии 1.5.

При уменьшении числа полос движения в данном направлении применяется переходная линия с предшествующей ей сплошной. Обе линии обозначают разметкой 1.1. Между сплошной и преры­вистой линиями вводят участок приближения (линия 1.6). На полосе движения перед началом сплошной линии наносят стрелы 1.19, ука­зывающие водителю на необходимость и направление перестроения (рис. 9.4).

При отсутствии разделительной полосы в виде газона линиями 1.1 может быть выполнена резервная зона. В случае отсутствия и разделительной полосы, и резервной зоны встречные потоки раз­деляют с помощью двойной сплошной линии 1.3. При организации разворота или левого поворота в боковые проезды, осуществля­емого только с одной стороны, линию 1.3 на необходимом участке заменяют линией 1.11.

Край проезжей части обозначают как со стороны обочин, так и со стороны разделительной полосы с помощью сплошной линии 1.1, расстояние от которой до края проезжей части не более 0,2 м. При наличии бордюра краевую разметку не наносят, за исключением опасных участков дорог. Край проезжей части на дорогах, отне­сенных по условиям движения к автомагистралям (наличие зна­ка 5.1), обозначают линией 1.2.1. Если ширина проезжей части менее 6,5 м, краевую линию не наносят, а ограничиваются лишь нанесением в случае необходимости осевой разделительной линии. Обозначение края проезжей части прерывистой линией 1.2.2, рекомендуемое ГОСТ Р 51256-99 для 2-х полосных дорог, следует применять лишь в случаях широкой укрепленной обочины (не менее 3 м) и достаточного стационарного освещения в темное время суток. Иначе водитель может принять эту разметку за границу полосы движения и выехать на обочину, что может привести к возникновению ДТП.

Транспортные потоки противоположных направлений на прямых горизонтальных участках двухполосных дорог разделяют с помощью разметки 1.5 или 1.1. Последнюю применяют в местах, где обгон всем транспортным средствам в обоих направлениях запрещен, что, как правило, связано с условиями ограниченной видимости. Если ограничение обгона связано с другими причинами и вводится лишь в определенные часы суток или дни недели, то использование сплош­ной осевой линии 1.1 нецелесообразно, так как может привести к неоправданному снижению пропускной способности дороги.

Движение на трехполосных дорогах может быть организовано с применением перемещающейся осевой линии, когда из имеющихся трех полос две полосы поочередно предназначаются для движения в прямом или обратном направлении. Указанный прием позволяет создать на дороге так называемые обгонные участки и обеспечи­вает необходимый уровень безопасности движения без ощутимого снижения пропускной способности. Потоки встречного направления разделяют с помощью сплошной линии 1.1 на всем протяжении дороги. Длину подобных участков выбирают с учетом местных усло­вий. Она зависит от соотношения интенсивности встречных потоков.

При ярко выраженной неравномерности интенсивности по направ­лениям в течение суток или по дням недели, носящей регулярный характер, применяют реверсивное движение с использованием линии разметки 1.9 (см. гл. 11).

Разметка дорог на участках подъемов и спусков. На подъемах и спусках, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, одним из основных назначений разметки является предотвращение выезда транспортных средств в местах ограниченной видимости на полосу встречного движения.

На двухполосных дорогах (рис. 9.5) в начале подъема, когда видимость встречного автомобиля находится в пределах норм, осе­вую линию выполняют разметкой 1.5. В этих условиях обгон не огра­ничен. При ограниченной видимости в сторону подъема вместо раз­метки 1.5 наносят разметку 1.11, которая сплошной частью обращена к полосе движения в направлении подъема. У вершины подъема, если зоны с видимостью менее допустимой (как в сторону подъема, так и в сторону спуска) перекрывают друг друга, разметку 1.11 за­меняют разметкой 1.1. Здесь обгон запрещен в обоих направлениях движения. На подходе к разметке 1.11 на осевую линию наносят стрелы 1.19 так, как это показано на рис. 9.5. Они предупреждают водителя о необходимости занять свою полосу движения, так как он въезжает в зону ограниченной видимости.

При наличии дополнительной полосы в сторону подъема ее отде­ляют от основной полосы с помощью прерывистой линии 1.5, а в зоне ограниченной видимости – двойной линией 1.11, сплошная часть ко­торой обращена в сторону дополнительной полосы. За вершиной подъема дополнительная полоса до ее слияния с основной выполняет роль переходно-скоростной. После окончания зоны ограниченной ви­димости ее отделяют от основной полосы прерывистой линии 1.8 шириной 0,2 м. На этом участке могут быть нанесены направляю­щие стрелы 1.19, предупреждающие водителей об уменьшении числа полос движения в данном направлении. Встречные потоки на всем протяжении уширения отделяют друг от друга с помощью сплошной линии 1.1.

Разметка трехполосных дорог на подъемах аналогична размет­ке двухполосных с дополнительной полосой. При этом на всем про­тяжении подъема встречные транспортные потоки отделяют сплош­ной линией 1.1 так, чтобы в сторону подъема были две полосы дви­жения, в сторону спуска – одна.

Разметка дорог на горизонтальных кривых. На кривых малых радиусов нередки случаи выезда автомобилей на полосу встречного движения. Это объясняется желанием водителя искусственно увели­чить радиус поворота и таким образом уменьшить боковую силу без существенного снижения скорости. Такой прием в условиях высо­кой интенсивности движения и ограниченной видимости связан с определенным риском и нередко приводит к возникновению ДТП. Поэтому задачей разметки проезжей части на горизонтальных кри­вых является четкое определение коридора движения с учетом характера местных условий.

Разметка проезжей части многополосных дорог на горизон­тальных кривых принципиально не отличается от разметки на прямых горизонтальных участках, так как эти дороги, как правило, отно­сятся к высшим категориям и в соответствии с нормативными требованиями имеют большие радиусы кривых в плане. Кроме этого, потоки противоположных направлений в данном случае разделяют с помощью разделительной полосы или разметки 1.3, что предотвра­щает выезд на полосы встречного движения.

На двух- и трехполосных дорогах вид разметки зависит от радиуса кривой и степени обеспечения видимости. На двухполос­ных дорогах при радиусе менее 50 м даже в условиях обеспечен­ной видимости транспортные потоки противоположных направлений разделяют на всем протяжении кривой и на примыкающих к ней участках (в пределах переходных кривых) сплошной линией 1.1. При этом на протяжении круговой кривой линия 1.1 делит проез­жую часть на две неравные по ширине полосы движения. Отно­шение ширины внутренней полосы к ширине внешней зависит от радиуса кривой и регламентируется ГОСТ Р 

На трехполосных дорогах при тех же радиусах кривой данное соотношение сохраняется для крайних полос, а средняя полоса ис­пользуется как разделительная.

При радиусах более 50 м на двухполосных дорогах и трехполос­ных с движением на кривой по двум полосам возможность выезда на полосу встречного движения определяется степенью обеспечения видимости. Если видимость соответствует нормативным требованиям, встречные потоки можно разделить линией 1.5. В условиях огра­ниченной видимости для этих целей целесообразно применять раз­метку 1.11. Сплошную часть ее наносят со стороны транспортных средств, движущихся в зоне с видимостью менее допустимой. Такие зоны, как правило, образуются с обеих сторон при входах на кривую в плане. Поэтому типичным является применение в качестве осевой линии разметки 1.11 на входах и разметки 1.5 или 1.1 в средней части кривой. Причем разметку 1.1 применяют, когда зоны ограниченной видимости перекрывают друг друга (рис. 9.6). В пределах участков кривых АБ и ВГ видимость обеспечена только для водителей, заканчивающих поворот. Они могут с целью обгона пересечь линию 1.11 со стороны ее прерывистой части. На участке БВ видимость не обеспечена в обоих направлениях, поэтому встречные потоки разделены линией 1.1.

На трехполосных дорогах с движением по кривой по трем полосам транспортным средствам, движущимся по внутренней полосе, запрещается в зоне с ограниченной видимостью выезд на среднюю полосу для обгона. С этой целью внутреннюю полосу движения на протяжении зоны ограниченной видимости отделяют от средней полосы сплошной линией 1.1.

Разметка на пересечениях автомобильных дорог. На пересечениях и примыканиях автомобильных дорог, а также на подходах к ним горизонтальную разметку применяют для разделения транспортных потоков противоположных направлений, для обозначения полос движения и переходно-скоростных полос, направляющих островков и островков безопасности, пешеходных переходов, мест остановки перед светофором или знаком 2.5 и мест, где водитель обязан уступить дорогу в соответствии с действующим на перекрестке приоритетом в движении. Кроме этого, на полосы движения можно наносить: стрелы, обозначающие направления движения или приближение к сужению проезжей части; обозначения приближения к поперечной разметке; номера дороги и другие надписи, не вводящие дополнительных ограничений. В каждом конкретном случае характер разметки зависит от типа пересечения и принятой схемы организации движения.

На нерегулируемых перекрестках, оборудованных знаками приоритета, разметка должна способствовать обеспечению необходимой скорости движения по главной дороге, а на второстепенной – предупреждать водителя о предстоящем выезде на главную дорогу и способствовать снижению скорости.

На подходах к пересечениям двух- и трехполосных дорог потоки противоположных направлений разделяют сплошной линией 1.1 (минимум 20 м) с предшествующей ей линией приближения 1.6. Перед выездом на перекресток наносят стоп-линию 1.12, если установлен знак 2.5 или светофор, а при наличии знака 2.4 – разметка 1.13. Линию 1.13 следует наносить обязательно, когда знак 2.4 не может быть установлен непосредственно у перекрестка и возникает необходимость точно указать место, где водитель должен уступить дорогу. Для обозначения приближения к линии 1.13 используют разметку 1.20, а к линии 1.12 –  разметку 1.21 (надпись «Стоп»), если линия 1.12 применяется совместно со знаком 2.5. Расстояние между линиями 1.12, 1.13 и разметкой, обозначающей приближение к ним, выбирают в пределах 2-25 м в зависимости от скорости движения. Линии 1.12 и 1.13 необходимо наносить возможно ближе к пересекаемой проезжей части с тем, чтобы обеспечить наилучшую видимость водителю перекрестка.

Границы полос движения непосредственно перед перекрестками обозначают для запрещения в этих местах перестроений сплошной линией 1.1 с предшествующей ей линией приближения 1.6. Протяженность линий 1.1 должна превышать длину очереди транспортных средств, накапливающихся в ожидании возможности проезда перекрестка. При этом минимальная длина принята равной 20 м.

При наличии перед перекрестком специально выделенных полос для движения в определенных направлениях на полосы наносят соответствующие этим направлениям стрелы 1.18. Применение разметки 1.18 должно сочетаться с установкой знаков 5.15.1 и 5.15.2, чтобы водитель своевременно получил информацию о назначении каждой полосы. На пересечениях с элементами канализированного движения контуры направляющих островков обозначают сплошной линией 1.1, а их площадь (целиком или частично) - разметкой l.l6. Пepeходно-скоростные полосы в зоне пересечений и примыканий отде­ляют oт основных полос движения разделительными полосами. Ширина их так же, как и длина переходно-скоростных полос, регла­ментируется нормами на проектирование дорог. Границы раздели­тельной полосы обозначают линиями 1.1. В зоне маневрирования разделительная полоса переходит в прерывистую линию 1.8 шириной 0,4. м. В этом месте  на переходно-скоростную полосу наносят стрелы 1.19, указывающие водителю на необходимость выезда на основную полосу движения (рис. 9.7).

Разметка полос движения на подходе к регулируемому пере­крестку, а также вид стрел 1.18, наносимых на полосы, должны соответствовать характеру пофазного разъезда транспортных средств или регулируемых направлений движения (см. гл. 3).

Особенностью разметки на перекрестках с круговым движением является выделение полос движения, предназначенных для маневри­рующих потоков, а также обозначение мест, где водители обязаны уступить дорогу (или остановиться) в соответствии с принятой схе­мой организации движения. На подходах к перекрестку потоки противоположных направлений разделяют сплошной линией 1.1 или 1.3, которая непосредственно перед перекрестком примыкает к направляющему островку треугольной формы. Его контуры выполняют с помощью разметок 1.1 и 1.16. Направляющий островок обеспе­чивает вход транспортных средств в круговой поток и выход из него по плавной траектории. Для отделения правоповоротных потоков от кольцевых в зоне перекрестка прерывистыми линиями 1.7 обозна­чают полосы движения, на которые могут быть нанесены направ­ляющие стрелы 1.18. При наличии в местах слияния потоков знаков 2.4 на проезжей части разметкой 1.13 указывают места, где води­тель должен уступить дорогу. На регулируемых перекрестках с кру­говым движением перед светофорами наносят стоп-линии 1.12, перед которыми сплошными линиями 1.1 обозначают границы полос дви­жения.

Разметка пересечений автомобильных дорог в разных уровнях должна способствовать четкому разделению прямых и поворачиваю­щих потоков, плавному ответвлению и примыканию поворачиваю­щих потоков, а также информировать водителя о направлении движения и необходимости своевременного перестроения. Особое внимание при разметке уделяют местам пересечения потоков на не­полных развязках, а также местам слияния потоков, выходящих с право- и левоповоротпых съездов. Виды разметки и приемы их ис­пользования на пересечениях в разных уровнях остаются теми же, что и в рассмотренных случаях.

Разметка в местах остановок и стоянок. В зоне остановок маршрутных транспортных средств должны быть обеспечены без­опасный и плавный подъезд к остановкам, выезд с них на основ­ную проезжую часть и безопасный переход проезжей части пешеходами.

В соответствии с нормативными требованиями на автомобиль­ных дорогах всех категорий в зоне автобусных остановок устраи­ваются переходно-скоростные полосы, которые отделяются от основ­ной полосы движения разделительной полосой (для дорог высших категорий) либо сплошной линией. Контуры разделительной поло­сы и сплошную линию выполняют разметкой 1.1. На участках, где совершается перестроение с основной полосы движения на переходно-скоростную полосу и наоборот, эти полосы отделяют друг от друга прерывистой линией 1.8 шириной 0,2 м. На переходно-скоростной полосе в ее начале может быть нанесена буква «А» - раз­метка 1.23.

Зоны автобусных и троллейбусных остановок на основной поло­се движения обозначают желтой зигзагообразной линией 1.17. С помощью этой же разметки можно обозначать места стоянок ав­томобилей-такси.

При устройстве внеуличных стоянок транспортных средств раз­метку применяют для обозначения границ стоянки и стояночных мест, а также организации движения на стоянке. При отсутствии разделительных островков и переходно-скоростных полос между про­езжей частью и площадкой стоянки может быть нанесена линия 1.11. Она позволяет организовать раздельный въезд на стоянку и выезд с нее. Места для стоянок транспортных средств обозначают с помощью линии 1.1. Минимальные размеры одного стояночного места с учетом размещения автомобилей на стоянке оговариваются ГОСТ Р .

Для запрещения стоянки применяют разметку 1.10. При необхо­димости запрещения остановки применяют сплошную желтую ли­нию 1.4. Линии 1.10 и 1.4 применяют преимущественно в населен­ных пунктах, где часто возникает необходимость введения подоб­ных запретов на сравнительно коротких участках улиц, а установка соответствующих знаков в этих местах затруднительна. Вместе с тем, учитывая цвет линий, а также места их нанесения, необходимо следить за регулярной очисткой этих мест от грязи и снега. В против­ном случае установка знаков, соответствующих этим линиям, являет­ся обязательной.

9.3. УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ РАЗМЕТКИ

Вертикальную разметку применяют для предупреждения наезда транспортных средств на опоры и пролетные строения мостов и путе­проводов, ограждающие устройства и их опоры, круглые тумбы на разделительных полосах и островках безопасности, вертикальные по­верхности островков безопасности, бордюры, торцовые части пара­петов и т. п.

При разработке схем вертикальной разметки на дороге выявля­ют элементы инженерных сооружений, обстановки дороги и других объектов, расположенных в непосредственной близости от проезжей части или обочины и представляющих опасность для движения. При этом немаловажную роль играют материалы анализа причин ДТП и данные обследования технического состояния дорог и дорож­ных сооружений. На сооружения, элементы дорожной обстановки и другие подлежащие разметке объекты составляют ведомость с указанием мест их расположения и номеров разметки, которую на них наносят.

Поверхность дорожных сооружений (опор путепроводов, торцо­вых поверхностей тоннелей, подпорных стенок) размечают, когда они расположены в пределах обочины или находятся на расстоянии бли­же 1,0 м от края проезжей части при наличии тротуара или раздели­тельной полосы, а также и в других случаях, когда этого требуют условия движения. Для этих целей применяют разметку 2.1 – чере­дующиеся наклонные полосы белого и черного цветов. Их наносят на вертикальные поверхности дорожных сооружений, обращенные в сторону приближающихся транспортных средств. Наклон полос должен быть в сторону проезжей части. При большой ширине и высоте вертикальной поверхности размечают только ближайший к проезжей части край на ширину 0,5 м и высоту не менее 3 м.

Нижний край дорожных сооружений, находящихся над проезжей частью (пролетные строения путепроводов, перекрытия тоннелей), при вертикальном габаритном размере менее 5 м обозначают раз­меткой 2.2 в виде чередующихся вертикальных полос белого и черного цветов. Разметку наносят над серединой каждой полосы, по которой осуществляется движение в сторону искусственного сооружения.

Разметка ограждающих и направляющих устройств должна обес­печивать их хорошую видимость, подчеркивать направление дороги и выделять на ней наиболее опасные места. Сплошные огражде­ния обозначают с помощью разметки 2.6. Ее наносят на середину их боковых поверхностей, обращенных в сторону проезжей части. При этом для обозначения начальных участков ограждений, а также ограждений в опасных для движения условиях (например, на кривых в плане с малыми радиусами, на транспортных развязках в разных уровнях) на их боковые поверхности наносят разметку 2.5. Направ­ляющие столбики, опоры тросовых ограждений, надолбы обозначают с помощью разметки 2.4 – наклонной черной полосы, наносимой на их верхней части и обращенной навстречу движению.

В местах сужения проезжей части, на кривых в плане малых ра­диусов и других опасных участках бордюры, окаймляющие тротуары и разделительные полосы, возвышающиеся над проезжей частью островки безопасности и направляющие островки в известной степени являются препятствием на дороге. Они должны быть хорошо видны водителю. В этих случаях применяют разметку 2.7. При наличии в начале разделительных полос и островков круглых тумб на них нано­сят попеременно горизонтальные черные и белые полосы (размет­ка 2.3). Для правильной ориентировки водителя эти тумбы целе­сообразно применять совместно со знаком 4.2, указывающим на­правление объезда препятствия (см. рис. 10.5).

9.4.      МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ РАЗМЕТКИ

Применяемые материалы. В настоящее время для разметки ис­пользуют краски, термопластики, ленты-полуфабрикаты, цветные асфальто- и цементобетоны, кнопки, металлические и керамические плиты и т. п. Наибольшее распространение получили краски и термопластики, что связано в основном с возможностью механизи­ровать процессы разметки.

К применяемым для дорожной разметки материалам предъявля­ется ряд требований, связанных с условиями ее эксплуатации. Опре­деляющими факторами при выборе материала являются: стоимость, прочностные и адгезионные характеристики; шероховатость; устойчи­вость; цветостойкость и хорошая отражательная способность; произ­водительный способ нанесения разметки из данного материала; вре­мя, затрачиваемое с момента начала разметки до открытия движения на дороге; время для подготовки поверхности под разметку.

Краска для разметки, как и любой лакокрасочный материал, представляет собой комплексный состав, основными компонентами которого являются наполнитель, пигмент, связующее вещество и ра­створитель. Наполнитель создает необходимую шероховатость и ма­товость высохшей пленки, улучшает прочностные и адгезионпые свойства. Пигмент вводят в состав красок для придания им нужного цвета. Связующее вещество связывает пигмент с наполнителем и об­разует при высыхании пленку. Растворитель придает краске вязкость, при которой ее можно наносить на покрытие. Наибольшее распространение для разметки получила белая нитроэпоксидная эмаль. Она обладает высокой износостойкостью по сравнению с другими видами красок. Время ее высыхания при температуре окружающего воздуха 18...22°С ограничивается 0,5 ч. Средний расход краски при нанесении линий разметки 0,4 кг/м2.

Применяемые для дорожной разметки краски являются сравни­тельно дешевыми материалами и позволяют обеспечить необходимую производительность работ. Однако выполненная ими разметка в зависимости от интенсивности движения требует обновления через 2-4 мес эксплуатации (особенно линии и знаки поперечной раз­метки). Поиски более долговечных материалов привели к широкому использованию термопластиков, срок службы которых в тех же усло­виях эксплуатации 2-3 года.

Как и краска, термопластик представляет собой композицию из нескольких составляющих: термопластичное связующее, основанное на синтетических (поливинилхлорид, полистирол, полипропилен, полиамиды, производные целлюлозы) или природных (канифоль) смолах; пигмент и светлые наполнители.

Термопластичные массы укладывают на дорожное покрытие в горячем состоянии при температуре 160...180°C. В результате охлаждения они затвердевают. После расплавления при 180°С и застывания (40°С) смесь превращается в материал светло-серого цвета с плотностью 1,7 г/см3 После нанесения термопластика на покрытие при температуре окружающего воздуха 20°С движение может быть открыто уже через 15-20 мин.

Расход смеси при толщине линии разметки 4 мм около 7 кг/м.

Для улучшения видимости разметки и зрительной ориентации водителей в темное время суток на участках дорог без искусственного освещения разметку можно выполнять с применением световозвращающих материалов. В качестве световозвращающих мате­риалов могут быть использованы керамические осколки, крупнозернистый песок или стеклянные микрошарики диамет­ром до 1 мм и коэффициентом преломления не менее 1,5. Применение последних получило наибольшее рас­пространение и повышает световой эффект разметки в 4,5-11 раз. Нередко для увеличения отражательной способности разметочной полосы на ее поверхности формируются искусственные микронеров­ности.

Есть также опыт выполнения линий разметки из белого извест­няка, который наносят на покрытие методом поверхностной обра­ботки, втапливают в свежий асфальтобетон или укладывают в зара­нее подготовленные канавки. Подобный метод позволяет получить хорошо заметную в свете фар разметку с длительным сроком служ­бы (3-4 года), однако он связан с большим объемом ручного труда.

Световозвращающие разметочные кнопки целесообразно уста­навливать на многополосных дорогах для обозначения границы меж­ду встречными потоками или края проезжей части. Кнопки могут применяться как самостоятельно, так и совместно с разметочными линиями. Их выполняют из металла  или износоустойчивого пластика, снабжают катафотами и крепят к проезжей части с помощью имеющегося у кнопки штыря (рис. 9.8,а)  или приклеи­вают с помощью эпоксидного клея к покрытию (рис. 9.8,б,в).

Для повышения эффективности вертикальной разметки приме­няют световозвращающую пленку, широко используемую в произ­водстве дорожных знаков (см. гл. 8). На участках дорог без искус­ственного освещения белые полосы разметки 2.1-2.3 покрывают на две трети их ширины белой световозвращающей пленкой. Ее приклеивают посередине этих полос по всей их длине. На черные полосы разметки 2.4 крепят световозвращающие элементы, выполненные из пленки в виде прямоугольника (4´10 см) или круга диаметром 7 см, расположенных в верхней части столбика. Ограждающие устройства, размечаемые с помощью черных и белых полос 2.5 и 2.6, также долж­ны иметь световозвращающие элементы, которые справа по направ­лению движения должны быть красного цвета, а слева – белого или желтого. Их плоскость размещают перпендикулярно к направлению движения, а расстояния между ними соответствуют расстоя­ниям установки направляющих столбиков.

Световозвращающие элементы могут применяться и при отсутст­вии вертикальной разметки, например, на торцовых поверхностях высоких бордюров и элементах ограждений дорог, обращенных в сто­рону приближающихся транспортных средств, на стволах деревьев, расположенных в непосредственной близости от проезжей части до­роги и в других опасных местах.

Машины для нанесения разметки. Линии горизонтальной размет­ки (в основном продольной) наносят на покрытие дороги с помощью маркировочных машин. В других случаях разметку выполняют вруч­ную с помощью пистолета-краскораспылителя, ручного термоуклад­чика или кисти (по шаблонам).

Условно маркировочные машины можно классифицировать по следующим признакам; функциональному назначению, типу ходовой части, применяемому материалу и способу нанесения линии.

Функциональное назначение машины зависит от территории, где  она используется (городские улицы, автомагистрали, аэродромы).  С точки зрения ходовой части машины могут подразделяться на  ручные механизмы, ручные самоходные машины, самоходные машины на оригинальных или автомобильных шасси, прицепные агрегаты, навесное оборудование и т. д. Существуют машины для нанесения линий красками или термопластичными материалами, машины и оборудование для укладки пленки, установки кнопок, плит и т. п. Способ механизированного нанесения линий разметки также зависит от применяемого материала.

Краску можно наносить бескомпрессорным, пневматическим или кинетическим (безвоздушным) способом, термопластик – пневматическим, кинетическим или гравитационным.

При бескомпрессорном способе краска из бака поступает к краскораспылителю под давлением и, разрушаясь в насадке краскорас­пылителя, вытекает из выходного отверстия однофазной струей. Давление в краскопроводной системе создается, как правило, сжатым воздухом (из баллона) или ручным насосом.

Пневматический способ предусматривает использование компрессора, который подает воздух под давлением (0,2-0,6 МПа) в резервуар для краски, в бак для растворителя и к краскораспылителю. Кроме того, сжа­тый воздух может быть использован для управления исполнитель­ными механизмами.

Краска или расплавленный термопластик поступает под давле­нием к краскораспылителю, в насадке которого струя материала дробится направленным воздушным потоком, и через щелевое отверстие в насадке стекает двухфазная диспергированная смесь. К краскораспылителю подходят две пневматические ветви – одна для управления его работой, другая для распыления материала.

Кинетический способ заключается в том, что материал, посту­пая в краскораспылитель под сравнительно высоким давлением (3—12 МПа) с помощью насоса поршневого типа, истекает в атмосферу через отверстие малого сечения. В результате резкого перепада давлений материал дробится на мелкие частицы.

При гравитационном способе термопластичный материал, ра­зогретый до текучего состояния, вытекает на покрытие через спе­циальное щелевое отверстие под действием собственного веса. Контур линии разметки формируется за счет высокой консистенции материала и формы выходного отверстия.

Из перечисленных способов наибольшее распространение получили пневматический и гравитационный, первый – благодаря сравнительно высокой производительности (5-6 км/ч), надежности оборудования, легкости управ­ления, второй – благодаря простоте оборудования.

Старую разметку чаще всего удаляют методом фрезерования или выжигания струей горящего газа, имеющей высокую скорость. Применяют также химический и комбинированный методы (фрезеро­вание с последующей химической обработкой). Недостатком этих методов, особенно фрезерования, является частичное повреждение дорожного покрытия.

Основными узлами машин для нанесения линий красками являют­ся: компрессор, ресивер с масловлагоотделителем, система трубо­проводов с пультом управления, баки для краски с лопастными мешалками, бак для растворителя, рабочий орган с форсунками-краскораспылителями, электрооборудование и электронное устрой­ство с программным блоком для управления форсунками при авто­матическом нанесении прерывистой линии.

Рабочий орган состоит из двух ограничительных дисков 1, катя­щихся по покрытию, и форсунки 2, расположенной между ними (рис. 9.9,а). Установленные с помощью фиксаторов на определенном расстоянии друг от друга диски ограничивают с двух сторон факел форсунки, формируя таким образом линию разметки. Прижимаю­щиеся к дискам скребки обеспечивают очистку их поверхности от налипающей краски и подачу ее в краскосборник.

В транспортном положении рабочий орган поднимается и закреп­ляется при помощи замкового устройства. После окончания работ в форсунку и краскопроводы под давлением подается растворитель для их очистки.

Машины снабжаются дополнительным обору­дованием, куда входят ручной разметчик для нанесения линий пешеходных переходов и мест стоянок, выносной пистолет-краско­распылитель и струйный насос, служащий для заправки баков краской и растворителем.

При нанесении линий размотки краской необходимы следующие операции:

*       очистка дорожного покрытия от пыли, грязи, следов старой краски, масляных пятен и т. д.;

*       предварительная разметка линий с помощью намелованного шнура;

*       подготовка краски (перемешивание, определение вязкости, фильт­рация, заправка баков);

*       нанесение краски на покрытие.

Краску наносят в один слой при температуре окружающего воз­духа не ниже +5°С. Цифры, буквы, стрелы наносят на покрытие вручную с помощью трафаретов пистолетом-краскораспылителем, кистью или валиком в два слоя. Второй слой наносят через 2 ч после нанесения первого.

Технологическое оборудование для нанесения линий термопластиком включает в себя: один или два котла для разогрева порошкообразного термопластика до рабочего состояния; рабочий орган (маркер) для нанесения линии разметки; коллектор, служащий для подачи рас­плавленного термопластика от котлов к маркеру; гидросистему для привода рабочих механизмов; шкафы с баллонами для сжижен­ного газа; систему электронного программного управления работой маркера в автоматическом режиме, компрессор для подачи сжатого воздуха в устройство для очистки проезжей части от пыли и грязи.

Машины снабжены системой циркуляции жидкого теплоносите­ля (минеральное масло), который обеспечивает разогрев термопластика в котлах и его подогрев в коллекторе. Циркуляция осуществляется с помощью гидронасоса, разогрев теплоносителя – газовыми или дизельными горелками.

Если применяются два котла, то они используются поочередно: из одного  материал поступает к рабочему органу, в другом идет подготовки  материала. В период плавления термопластика и нанесения разметки в котлах работают лопастные мешалки.                         

Рабочий орган для нанесения линий разметки термопластиком (рис. 9.9,б) расположен на опорном колесе 1 с левой стороны машины за задними колесами и состоит из короба 7, соединенного шарнирно с коллектором, затвора 6 с заслонкой 5, гидроцилиндра 3, управляющего работой заслонки, устройством для аварийного закрытия заслонки 4. Короб имеет двойные стенки, где циркулирует теплоноситель, поступающий туда по трубопроводам 2.

Заслонка перемещается по направляющим затвора. При ее откры­тии из короба истекает расплавленный термопластик на дорожное покрытие.

Наличие опорного колеса обеспечивает постоянный зазор между нижней кромкой рабочего органа и дорожным покрытием. На этом же опорном колесе установлен бесконтактный датчик пройденного пути, необходимый для нанесения прерывистой линии в автоматическом режиме. Для выполнения работ по нанесению линий различной ширины рабочий орган имеет сменные башмаки.

Перед производством работ дорожное покрытие подготавливают для разметки. Поверхность очищают от пыли и грязи. Сильно загряз­ненные места промывают водой под давлением до полного удаления грязи. Затем покрытие высушивается. На месте будущей разметки наносят линию с помощью намелованного шнура.

При подготовке машин сначала загружают котлы на 1/3 объема, затем включают горелки, и материал прогревается примерно 1 ч до включения мешалок. После этого в котлы добавляют термоиластик до 2/3 их объема и расплавляют его до температуры 180°С. Указан­ный предел загрузки котлов связан с возможностью выплескивания материала при движении машины.

Общее время подготовки термопластика к работе занимает 2,5-3 ч. Учитывая сравнительно небольшой объем котлов маркировочных машин, для снижения времени их простоя применяют дополнительные котлы. Они транспорти­руются на специальных прицепах или в кузовах серийно выпуска­емых грузовых автомобилей и предназначены для дозаправки котлов маркировочных машин во время их работы.

При использовании в качестве световозвращающих элементов стеклянных микрошариков их добавляют в котлы с расплавленным термопластиком (до 15% от общей массы материала) или засыпают в специальный бункер машины, из которого по трубопроводу шарики попадают на горячую поверхность уложенного на дорожное покрытие термопластика.

Привод компрессора, гидронасоса, лопастных мешалок и прочего оборудования маркировочных машин осуществляется как правило от специального бензинового или дизельного двигателя, установленного на платформе машины. Если оборудование установлено на серийном автомобиле, то для этих целей может быть использован его двигатель. В этом случае используется коробка отбора мощности. Рабочая скорость обеспечивается с помощью демультипликатора.

Для выдерживания направления движения машины по предварительно размеченной линии предусмотрено визирное устройство, расположенное перед машиной. В транспортном положении рабочие органы машины поднимаются и убираются в специальную нишу платформы.

В целях повышения производительности машин до 15-20 км/ч для нанесения разметки краской используют кинетический метод, а для термопластика – подачу его под давлением, например, с помощью шнека, приводимого в движение гидромотором. В обоих случаях конструкция машин усложняется.

Знаки, разметка,светофоры
Нормативы и законы
Полезная информация
Правила дорожного движения
История ГИБДД
Автомобильный этикет
Список хороших АЗС
Список плохих АЗС
От ОРУДа до ГАИ
История возникновения номерных знаков
История развития ПДД
Как разрабатывается ПОДД?
Структура организации ДПС
для чего нужен Проект организации дорожного движения?
Виды Проектов организации дорожного движения
Дорожная разметка
Действия водителя при остановке сотрудником ГИБДД
Новые правила поведения сотрудников ГАИ
ГИБДД г Москвы
Об организации дорожного движения в Москве
Управление дорожным движением
Требования к подготовке и переподготовке водителей
согласование размещения наружной рекламы в МО
Разработка и утверждение ПОДД
Система "СТАРТ"
ФУАД "Центральная Россия"
ГИБДД по Московской области
Что такое АСУД?
Регламент по работе ДПС
Штрафы за нарушение ПДД
За что лишают прав...
Радары,камеры,посты ДПС
История в датах и документах
Терегламент безопасности т/с
Правила задержания транспортного средства
Территориальное деление г.Москва
Провокации во время экзамена
Постановление ВС
балансодержатель автомобильных дорог
камеры на дорогах Москвы
О необходимости ограждения массивных препятствий
согласование знаков навигации на дорогах
Фотогалерея
Поиск
Новости
Опубликовано: 31.01.2024
Опубликовано: 15.07.2023
Опубликовано: 15.07.2023
Опубликовано: 15.07.2023
Опубликовано: 11.07.2023
Опубликовано: 11.07.2023
Опубликовано: 31.01.2024
Опубликовано: 03.07.2023
Опубликовано: 30.06.2023
Опубликовано: 18.06.2023
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 357
Разработка проектов организации дорожного движения, дорожных проектов, проектирование светофорных объектов и их согласование.
Комплекс услуг по организации дорожного движения: продажа, установка и обслуживание дорожных знаков и других технических средств ОДД

Copyright © 2008 - 2022
ООО "Сигнум - плюс"

Яndex
 
porno izle