При высокой интенсивности движения обеспечение бесперебойного и безопасного движения в транспортных узлах может быть достигнуто путем устройства транспортных развязок в разных уровнях. Такие развязки устраивают на пересечениях дорог I категории с дорогами всех категорий, I, II и III категории между собой, если суммарная перспективная интенсивность движения превышает 8000 приведенных автомобилей в сутки.
На пересечениях в разных уровнях одна из основных пересекающихся дорог проходит над другой по путепроводу. Обычно это бывает дорога с меньшей интенсивностью движения. Такое решение дает возможность пропустить потоки движения по обеим дорогам в прямом направлении без снижения скорости из-за помех от поворачивающих автомобилей.
Причем правые повороты на пересечениях в разных уровнях осуществляются беспрепятственно, с малым снижением скорости по так называемым правоповоротным съездам, на которых помехи при движении могут возникать при включении поворачивающих автомобилей в транспортный поток по пересекаемой дороге. Основные трудности, порождающие разнообразие схем пересечений в разных уровнях, вызываются сложностью левых поворотов, которые можно осуществлять одним из трех способов (рис. 10.5).
Рис. 10.5. Схемы осуществления левых поворотов на пересечениях в разных уровнях:
а при помощи правого поворота на 2700 после проезда моста;
б по распределительному кольцу;
в по специальным левоповоротным съездам
На автомобильных магистралях с высокой интенсивностью движения, достигающей несколько сотен тысяч автомобилей в сутки, помехи от снижения скорости поворачивающими автомобилями и опасность заторов на право- и левоповоротных съездах настолько велики, что схемы их планировки проектируют индивидуально с учетом интенсивности потоков в разных направлениях, обеспечивая возможность осуществления левых поворотов с высокой интенсивностью движения по кратчайшему направлению без снижения скорости. В результате получают пересечения в трех или четырех уровнях с постройкой дорогостоящих многоярусных путепроводов.
На автомагистралях с интенсивностью движения в несколько десятков тысяч автомобилей в сутки проектируют более простые пересечения. Наиболее распространенные из них представлены на рис. 10.6.
Рис. 10.6. Схемы пересечений в разных уровнях по типу:
а «клеверный лист»;
б линейному;
в по распределительному кольцу; г ромба
Для того чтобы уменьшить размеры пересечений, занимающих достаточно большие площади и имеющих большую протяженность переходно-скоростных полос и съездов, допускаются меньшие значения расчетных скоростей и других параметров, используемых при проектировании пересечений, которые, в соответствии с Российским нормами, представлены в табл. 10.1.
Т а б л и ц а 10.1
Характеристики пересечения
|
Значения параметров для категорий дорог
|
I
|
II
|
III
|
Расчетная скорость на съездах, км/ч:
|
|
|
|
|
50
|
50
|
40
|
|
60
|
60
|
50
|
Продольный уклон на съездах, ‰
|
40
|
40
|
40
|
Наименьшие радиусы кривых в плане на съездах, м:
|
|
|
|
|
60
|
60
|
50
|
|
150
|
150
|
100
|
Наименьшие радиусы вертикальных кривых на пересечениях, м:
|
|
|
|
|
2500
|
2500
|
1500
|
|
1500
|
1500
|
1200
|
|